Автор
Вопрос о возвращении Турции в программу создания американского истребителя пятого поколения F-35 активно обсуждался в ходе недавнего визита президента Реджепа Тайипа Эрдогана в США. Причиной исключения Анкары из программы обычно называют американские санкции CAATSA, введенные из-за приобретения российских ЗРК С-400.
Вопрос о возвращении Турции в программу создания американского истребителя пятого поколения F-35 активно обсуждался в ходе недавнего визита президента Реджепа Тайипа Эрдогана в США.
Причиной исключения Анкары из программы обычно называют американские санкции CAATSA, введенные из-за приобретения российских ЗРК С-400. Однако причины этого решения кроются гораздо глубже и связаны с противоречивой политикой Турции в сфере военно-технического сотрудничества.
Первоначально, еще в 2013 году, Анкара удивила союзников, выбрав китайский HQ-9 в качестве перспективного ЗРК, продемонстрировав готовность сотрудничать с незападными партнерами в случае неприемлемых условий со стороны НАТО. Этот демарш, похоже, заставил союзников пересмотреть свои предложения.
После отмены сделки по HQ-9 Турция активизировала переговоры с европейскими производителями, готовыми делиться технологиями. Несмотря на покупку С-400, Анкара продолжила сотрудничество с европейцами в разработке ЗРК Hisar и возобновила переговоры о закупке SAMP/T, в частности, на встрече Эрдогана с президентом Франции Эмманюэлем Макроном.
Резкое ухудшение отношений между Турцией и США после попытки военного переворота в 2016 году, которую сторонники Эрдогана связывали с американским участием, привело к сближению Анкары с Москвой. В результате был заключен контракт на поставку С-400. По мнению Эрдогана, этот контракт стал ответом на американское предательство.
Исключение из программы F-35 стало болезненным ударом для Турции, которая планировала приобрести не менее 100 истребителей и участвовать в их производстве, в том числе изготавливать центральные узлы фюзеляжа и обслуживать двигатели. Это сотрудничество позволило бы Турции освоить передовые технологии, учитывая зависимость ее авиапрома от западных партнеров.
Первый турецкий F-35 был официально передан 30 июня 2018 года, но вскоре после этого США заблокировали поставки истребителей. К июлю 2019 года Турция была окончательно исключена из программы. Созданные для Турции шесть F-35 до сих пор находятся в США, а фабрика по производству деталей центропланов была вынуждена перераспределить свои мощности.
Турция нуждается в современных истребителях, так как ее парк F-16 устаревает. Попытка приобрести F-16V и комплекты модернизации также столкнулась с противодействием в Конгрессе США, где требовали гарантий, что оружие не будет использовано против Греции.
Приобретение самолетов у других стран может повлечь за собой новые санкции со стороны США. Обсуждение покупки Eurofighter является скорее политическим шагом и не решает проблему обновления ВВС Турции.
Возобновление поставок F-35 и обучения персонала крайне важно для Турции, так как в среднесрочной перспективе ее ВВС грозит кризис. Снятие санкций станет символом нормализации отношений с США после 2016 года. Однако для достижения этой цели необходимо преодолеть разногласия и найти компромисс, учитывающий интересы обеих сторон.